«Доступная среда» - программа направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья. На протяжении трех лет на территории области проект внедряется на базе среднеобразовательных школ. В ряду обычных школьников учатся дети с особенностями здоровья. Сколько школ и какие уже задействованы в проекте, и насколько успешно комплексное обучение осуществляется на практике, узнавал наш корреспондент.
В Шуе на данный момент имеется два так называемых базовых учреждения, которые уже оснащены спецсредствами. В частности, в 7-й школе в этом году обустроили внешнюю площадку пандусом, а в сам процесс обучения внедрены комплексы для детей с особенностями здоровья. В одном из кабинетов установлена такая вот «документ-камера». Оборудование позволяет выводить изображения со страниц учебника на интерактивную доску, регулируя масштаб, что позволяет разглядеть все в подробностях даже с последней парты. Новшество особенно актуально для ребят со сниженным зрением.
У 11 школьников есть проблемы: со слухом, зрением, некоторые - диабетики. Никита учится наравне со всеми при том, что у него диагноз - сахарный диабет. Правда, иногда из-за плохого самочувствия приходится отпрашиваться с уроков, преподаватели относятся с пониманием - отпускают.
Никита Борзов, ученик 10-а класса: «Ну, я бы не сказал, что я какой-то особенный. Я стараюсь учиться, как и все дети, придерживаюсь такого же темпа».
Также с нового учебного года в школе работает сенсорный кабинет, иначе - комната психологической разгрузки. Вход сюда открыт для детей с повышенной тревожностью или с нарушениями нервной системы. Таким посетителям назначают курсы терапии.
Анастасия Хренова, психолог: «Развиваем различные каналы восприятия: речь, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. А затем - высшие психические функции: внимание, память, мышление. И повышаем нашу успеваемость».
Для коррекции зрения - телевизионное панно и живое граффити. Для восстановления душевного равновесия - световые приборы, фонтаны из фибро-оптического волокна, рисование песком. Для игры с маленькими школьниками в комнате есть сухой бассейн с шариками. Также выполняют письменные или устные задания. Главное, чтобы действо происходило в этой, можно сказать, сказочной обстановке.
«Молодцы! Что не хватает волшебнику?»
«Здоровья».
«Здоровья, конечно. Садитесь, пожалуйста».
Если доступ в «райское место» открыт преимущественно для ребят, нуждающихся в помощи психолога, то пришкольный контактный зоопарк распахивает двери даже для учащихся из соседних коррекционных учреждений. В зооуголке живет около 30 видов животных. Поглядеть всех, потрогать и даже подержать в руках посетители могут в любое свободное время. Подобные комплексные программы-адаптации планируется к концу текущего года привить в более чем 50 школах региона.
Ирина Эрмиш, заместитель председателя областного правительства: «Пошли по пути создания базовых школ в каждом муниципальном образовании. Чтобы хотя бы было по одной школе в мелком районе. К концу года мы обязуемся довести этот показатель до 20%».
То есть из 280 школ в области каждая пятая будет готова принять у себя ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Юлия Михайлычева, Виктор Иванов. Программа «Губерния»