Воскресенье, 05.05.2024
Ивановская областная
общественная организация
инвалидов-опорников
Надежда
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы дневника
Доступные места [2]
Доступная среда [85]
Областные новости [20]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
Главная » 2012 » Декабрь » 19 » Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 06 ноября 2012 года (1 часть)
Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 06 ноября 2012 года (1 часть)
11:40

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 06 ноября 2012 года

(1 часть, 2 часть, Информация взята с сайта Правительство Ивановской области)

В.Смирнов: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Губернатор области, Михаил Александрович Мень, в краткосрочном отпуске, поэтому председательствую на заседании Правительства я. Вопрос, который сегодня в повестке дня крайне актуален, с учетом того, что Российская Федерация присоединилась… Не понял. Не знаю. Я себя слышу. Значит, Российская Федерация присоединилась к международной Конвенции по защите прав инвалидов, соответственно, дополнительные обязательства появились у Российской Федерации и у субъектов Российской Федерации. Крайне актуальный вопрос. Программа, которая сегодня внесена в повестку дня заседания Правительства Ивановской области впервые принимается, тем более необходимо ответственно подойти к её рассмотрению составлению, и с учетом ограниченности тех ресурсов, которыми обладает областной бюджет, и с учетом важности решаемой задачи. Основной докладчик – Эрмиш Ирина Геннадьевна, начальник Департамента социальной защиты населения Ивановской области. Ей слово.

Уважаемый Виктор Владимирович! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

В мае текущего года в Российской Федерации принят закон о ратификации Конвенции «О правах инвалидов». 25 октября этот закон вступил в силу. Как вы понимаете, ратификация Конвенции – это акт готовности к соблюдению международных стандартов в отношении этой категории лиц. Одним из элементов готовности к ратификации Конвенции в Российской Федерации стала разработанная на федеральном уровне государственная программа «Доступная среда». Период её реализации рассчитан с 2011 по 2015 годы. Субъектам Российской Федерации рекомендовано, соответственно, разработать аналогичные региональные программы. И сегодня Вашему вниманию представлен проект долгосрочной целевой программы – «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области на период реализации с 2013 по 2017 годы».

В настоящее время в Ивановской области проживает около 94 тысяч инвалидов. Из них 3,5% - составляют дети, более 80% - это лица пенсионного и предпенсионного возраста. Доля инвалидов в общей численности населения области составляет 8,9%, это практически соответствует показателю по Российской Федерации в целом.

Необходимо отметить, что к числу граждан, нуждающихся в организации дополнительных мероприятий доступности к различным объектам социальной инфраструктуры, конечно же, в первую очередь, относятся инвалиды-опорники, инвалиды по зрению, инвалиды по слуху. То есть, это те лица, которые уже имеют устойчивые нарушения здоровья. Но наряду с инвалидами нуждаются в дополнительных приспособлениях и люди, которые в силу различных обстоятельств испытывают затруднения при самостоятельном передвижении. Например, представители старшего поколения в силу возраста, люди с временным нарушением здоровья или беременные женщины.

Основными барьерами для инвалидов и других маломобильных групп населения сегодня является крайне затрудненный доступ, а в отдельных случаях и полное его отсутствие, к физическому окружению, к социально-значимым объектам, к информации.

Для большинства людей с ограниченными возможностями здоровья наличие различных барьеров к объектам социальной сферы, а также недоступность транспорта, информации, а зачастую и торгово-бытового обслуживания, приводит к серьезным личностным проблемам и их социальной изоляции. Поэтому, создание для инвалидов возможностей, равных с другими гражданами, является важнейшим фактором повышения качества их жизни.

В разработке представленного для рассмотрения проекта программы приняли участие как органы государственной власти, так и общественные организации инвалидов области. Концепция программы и её основные мероприятия обсуждались на заседании совета по делам инвалидов при Губернаторе Ивановской области.

Проведенный органами местного самоуправления совместно с представителями общественных организаций инвалидов анализ состояния доступности для этой категории граждан объектов и услуг показал, что в целом, в нашей области востребовано инвалидами 12,5 тыс. объектов социальной и жилищно-коммунальной сферы, причем почти 5 тыс. 300 из них, а это 42,5%, отнесены к категории жизненно необходимых и требующих оборудования с учетом особых потребностей инвалидов в первую очередь.

Кроме того, в ходе этого обследования выявлено, что значительной частью существующих приспособлений, в основном это пандусы, инвалиды не могут воспользоваться, поскольку эти сооружения выполнены с нарушением технических требований. Я уверена, что присутствующие в этом зале могли неоднократно встретить подобные архитектурные изыски при входе в аптеки, магазины, некоторые торговые центры и административные здания.

Целью рассматриваемой программы является формирование в Ивановской области условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Положительный эффект от устранения барьеров (в первую очередь архитектурных, информационных, а также барьеров получения государственных услуг в таких жизненно важных отраслях как здравоохранение, образование, культура и социальная защита) позволит повысить не только качество жизни инвалидов, но и в целом общий уровень комфортности для более широкого круга маломобильных категорий граждан.

Достижение цели программы предполагается посредством решения ряда задач и выполнения комплекса соответствующих мероприятий.

Итак, одной из важнейших задач программы является оценка состояния доступности наиболее востребованных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. Необходимо отметить, что большинство объектов социальной инфраструктуры были введены в эксплуатацию до 1999 года и не были приспособлены для этой категории граждан. В настоящее время региональным законодательством предусматривается обязательное соблюдение органами архитектуры и градостоятительства требований по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. К сожалению, сегодня есть только единичные случаи обустройства зданий с учетом нужд инвалидов.

К примеру, назову те, в которых размещены Приемные Президента Российской Федерации в Ивановской области, Департамент социальной защиты населения области, многофункциональные центры в городах Иваново, Шуя и Лухском муниципальном районе, в 8 из 23 отделений Пенсионного фонда России по Ивановской области, служебные помещения трех отделений регионального отделения Фонда социального страхования также обустроены для нужд инвалидов. В семи муниципальных районах области приняты меры для беспрепятственного доступа инвалидов в здания и служебные помещения районных и городских администраций.

Несколько в последние годы активизировалась работа по выделению парковочных мест и организации стоянок транспортных средств для инвалидов. Такую возможность инвалиды получили на автомобильных парковках и стоянках в городских округах Вичуги, Шуи, Тейково, в Лухском сельском поселении.

Предусмотренные проектом программные мероприятия по паспортизации и классификации приоритетных объектов позволят сформировать в ивановском регионе электронную карту доступности социально-значимых объектов и услуг для инвалидов и маломобильных групп населения. Наличие такой карты является требованием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и обусловлено оно, в первую очередь, необходимостью внедрения действенных механизмов контроля.

Следующая задача. Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, которое будет осуществляться посредством реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы социального обслуживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках программы предполагается создание для лиц с ограниченными возможностями здоровья школ здоровья, интернет-клубов и клубов по интересам, внедрение других инновационных технологий в практику работы с этой категорией. В целях укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни, развития творческих возможностей инвалидов запланировано проведение спортивных олимпиад, фестивалей, туристических слетов. Повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и расширению спектра выбора будущей профессии будет способствовать открытие новых специальностей в Ивановском профессиональном училище-интернате. Ежегодно, около 130 инвалидов получают в училище начальное профессиональное образование, которое позволяет многим из них успешно адаптироваться к рыночным условиям.

В центрах социального обслуживания, расположенных в шести крупных муниципальных образованиях области, планируется приобретение специализированных автомобилей с подъемниками. Я напомню, что сегодня такой транспорт есть в центрах в Ивановском и Кинешемском районах, и должна сказать, что востребованность его значительно превышает имеющуюся возможность. За счет приобретения такого транспорта будет обеспечено расширение зоны доступности услуг социального такси для инвалидов-колясочников области, а именно в каждом третьем муниципальном районе, городском округе соответствующая служба будет присутствовать.

Программой предусматривается финансирование этого раздела в объеме почти 11 млн. рублей. Финансирование начинается поэтапно с 2014 года.

В рамках третьей задачи программы предполагается провести работы по повышению доступности услуг в сфере здравоохранения, культуры, образования, социального обслуживания, а также физкультуры и спорта. Люди с ограниченными возможностями здоровья, как никакая другая категория населения, нуждаются в оказании качественной медицинской помощи, неотъемлемым условием которой выступает наличие в учреждениях здравоохранения специальных средств передвижения и специализированного медицинского оснащения.

В связи с этим в рамках программы предполагается:

- в полном объеме обеспечить средствами передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья при оказании медицинской помощи в Ивановском областном госпитале для ветеранов войн,

- а также оснастить до 69% травматолого-ортопедические отделения госпиталя функциональными кроватями, которые необходимы пациентам при проведении лечения травм и заболеваниях костно-мышечной системы, что, собственно, в дальнейшем и будет определять, будет у человека инвалидность или сохранятся функциональные его возможности.

В структуре инвалидов, проживающих в Ивановской области, доля детей составляет 3,5%, в абсолютных цифрах – это 3289 человек. Численность ребят с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста – 1876 человек. Безусловно, что в процессе их социализации важнейшее место занимает институт образования.

В настоящее время в рамках национального проекта «Образование» 160 ребят из 24 муниципальных образований региона получают образование дистанционно. До конца текущего года будут созданы условия для получения дистанционного образования для всех детей-инвалидов, которые обучаются на дому и не имеют противопоказаний к обучению с применением компьютерных технологий.

В общеобразовательных школах региона в текущем году из числа инвалидов обучаются 834 человека, 40% из них проживают в областном центре.

Ключевой проблемой сегодня использования детьми-инвалидами качественного образовательного ресурса является отсутствие условий безбарьерной среды. В широко обсуждаемом проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уже содержится положение о создании в каждом образовательном учреждении любого типа специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в Ивановской области доля образовательных учреждений, в которых обеспечена безбарьерная среда, составляет лишь 4,4%. Для сравнения, средний показатель по России составляет 4,6%.

Очевидно, что в рамках реализации программы обеспечить доступность всех муниципальных и областных учреждений образования невозможно. Программа и не ставит перед собой такой задачи. Целесообразно пойти по пути создания сети базовых школ, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушения в развитии. В целях расширения возможности получения инклюзивного образования в проекте программы предусмотрено оснащение специальным оборудованием, транспортными средствами, программными и методическими материалами 15 общеобразовательных учреждений области, а также 90% коррекционно-образовательных учреждений. Для этого проектом программы предусмотрено предоставление на конкурсной основе бюджетам муниципальных образований субсидий.

Также проектом программы предусмотрено оборудование 2/3 областных государственных учреждений культуры индивидуальными подъемниками для инвалидов-колясочников, приобретение специализированного оборудования для слабовидящих и слабослышащих людей библиотечных учреждений. Значительный раздел программы посвящен мероприятиям по поддержке и расширению возможностей занятия инвалидов физкультурой и спортом. И это к концу реализации программы должно увеличить количество инвалидов, систематически занимающихся спортом, с полутора до 7,5% от общей численности инвалидов.

Я намеренно не останавливаюсь на этих разделах подробно, так как в ходе сегодняшнего совещания соответствующие выступления прозвучат.

В целом же по всем отраслям объем финансирования третьего раздела составит за 5 лет 32 млн. рублей.

Очевидно, что повышение качества и только комплексного подхода, который должен включать обеспечение доступности зданий, в которых расположены социальные учреждения. В этом и состоит суть четвертой задачи программы. Посредством решения этой задачи предусматривается проведение работы по приспособлению для инвалидов зданий систем образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, а также спортивных сооружений нашего региона. По итогам реализации программы отвечать требованиям доступности смогут более 70 объектов, что будет соответствовать 100% объектов социальной защиты населения, 70% - объектов здравоохранения, 63,6% - областных учреждений культуры и 10% образовательных учреждений региона. Для этого требуется осуществить ремонты входных групп, организовать внутренние пути перемещения инвалидов с помощью различных поручней и внутренних пандусов, обустроить внешние пандусы, а также зоны оказания услуг, включая санитарно-гигиенические помещения.

На эти мероприятия проектом программы предусмотрены средства в общем объеме 56,7 млн. рублей.

В целях развития коммуникационных услуг и расширения информационного общения для лиц с нарушениями слуха и зрения предполагается обеспечить субтитрование общественно значимых областных информационных телепрограмм, также организовать пункты общественного доступа в Интернет для инвалидов сельских муниципальных районов. Наряду с возможностью выхода в Интернет инвалиды смогут воспользоваться и правом получения услуг в электронном виде.

Также проект предполагает усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы. В рамках программы запланировано обучение специалистов методикам реабилитации инвалидов, а также подготовка сотрудников учреждений культуры и искусства, осуществляющих работу с данной категорией граждан.

В целом на выполнение мероприятий программы предусмотрено 102,640 млн. рублей, в том числе на 2013 год – 15 млн.

Отмечу также, что принятие программы позволит использовать возможность дополнительного привлечения средств федерального бюджета в рамках государственной программ «Доступная среда».

Финансирование, софинансирование региональных программ предусмотрено с 2013 года, и сегодня по информации Министерства труда и социальной защиты России после 20 ноября текущего года запланировано собеседование со всеми субъектами, в которых приняты соответствующие региональные программы.

Спасибо за внимание.

В.Смирнов: Спасибо, Ирина Геннадьевна. Коллеги, пожалуйста, вопросы к Ирине Геннадьевне как к основному докладчику. Есть вопросы? Пожалуйста, Светлана Валентиновна.

С.Давлетова: Ну у меня, наверное, скорее не вопрос, а оценка и пожелание. Нужно сказать, что это одна из немногих программ, которая у нас до этого успешно реализовалась. И новый проект программы полностью соответствует тем целям, о которых сегодня говорила в своем докладе Ирина Геннадьевна. Но мне бы хотелось сделать одно замечание. В проекте программы, к сожалению, отсутствуют базовые значения показателей. У нас четко прописаны и отражены плановые значения показателей, что, к сожалению, нам не позволит полностью оценить эффект от реализации этой программы, то есть, от чего мы отталкиваемся.

И.Эрмиш: Понятно.

С.Давлетова: Поэтому я считаю, в целом, программу нужно утверждать вот после таких небольших уточнений и изменений.

Спасибо.

В.Смирнов: Да, хорошо. К сведению это надо принять при доработке программы. Ирина Геннадьевна, у меня вопрос. Понятно, что мы принимаем эту программу, рассчитывая на федеральное софинансирование. Всё-таки вот те предварительные цифры, которые Министерство труда и социального защиты доводит до субъектов. Примерно, какое соотношение? На какой объем финансовых средств Федерации мы можем претендовать в решении означенной проблемы?

И.Эрмиш: На следующий год?

В.Смирнов: На следующий год.

И.Эрмиш: По федеральной целевой программе предусмотрено 600 млн. рублей. Это общий объем финансирования, который пойдет в качестве софинансирования региональных программ. По последнему заявлению нашего куратора, начальника Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты, предполагается, что софинансирование будет осуществляться в объеме 50%.

В.Смирнов: Один к одному, условно говоря.

И.Эрмиш: Да.

В.Смирнов: Если мы 10 вкладываем, то 10 можно рассчитывать на поддержку Федерации. Это я к тому, что те мероприятия, которые планируем мы с учетом дополнительного финансирования, мы можем даже чуть-чуть сместиться по срокам. То есть, не откладывая какие-то мероприятия на 2015 год, особенно, формирование безбарьерной среды для малоподвижных групп инвалидов. Сегодня это крайне актуально. Абсолютно согласен с Вами.

И еще один вопрос. Ирина Геннадьевна, всё-таки вот программу мы принимаем впервые, рассчитываем до 2017 года. Однако, если посмотреть то, что мы закладываем финансирование, фактически мы исходим только из прогнозов трехлетнего бюджета, - того, что есть. Вот сознательно пошли на это при разработке программы, такую осторожную ответственность применяя, или всё-таки по 2015 – 2017 году есть ожидания, что основные мероприятия программы уже будут реализованы?

И.Эрмиш: Ну на самом деле как бы разбивка финансирования по годам программы, она осуществлялась с учетом финансовых возможностей нашего региона, но на последней комиссии по бюджетным проектировкам стоял вопрос таким образом – возможно увеличение объемов финансирования с 2015 – 2016 годов на 2014 и 2013. То есть, с Департаментом финансов этот вопрос уже обговаривался, то есть, возможна корректировка.

В.Смирнов: Еще один момент, который у Вас прозвучал в докладе, связанный с формированием безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп, обучающихся в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Вот с учетом того, что у нас всё-таки будут происходить, очевидно, процессы и объединения вузов, и с учетом того, что Министерство образования сейчас вот формирует список там эффективных, неэффективных вузов. Как-то вот эти проблемы мы планируем перед Министерством образования ставить с учетом того, что у нас высшие учебные заведения фактически все находятся в федеральном ведении? Все находятся, да, в федеральном ведении. То есть, вот есть какое-то понимание, как мы здесь будем взаимодействовать с Министерством образования на сей счет? Поскольку говорить о том, что школьники получили образование – да, получили. Но дальше, если речь идет о специальном образовании, среднем ли специальном, высшем ли специальном, тут, наверное, больше вопросов к Федерации. Как думаете?

И.Эрмиш: Виктор Владимирович, вот последнее интервью опять же начальника Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Григория Григорьевича Лекарева, - он проинформировал всех о том, что сегодня проводится масштабная работа по внесению изменений в законодательство. Почти 25 федеральных законов будут меняться с учетом включения в них, в законы, норм и требований по соблюдению обязательных условий доступности государственных услуг, муниципальных услуг для нужд инвалидов.

Сегодня согласно ст. 15 закона «Об инвалидах» каждый собственник объекта, ну будем говорить, если это вуз, то собственником является Российская Федерация, он обязан соблюдать требования доступности для инвалидов. Конечно, наша программа эти мероприятия включать в себя не может, но на федеральном уровне эти вопросы тоже будут решаться. Будем надеяться.

В.Смирнов: Будем надеяться. Дай Бог. Спасибо, Ирина Геннадьевна. Есть еще вопросы? Дмитрий Николаевич, пожалуйста.

Д.Ковалевский: Да. Уважаемые коллеги, действительно, нормативное регулирование в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов затрагивает не только сферу деятельности бюджетных учреждений. Закон охватывает и наделяет обязанностями практически все хозяйствующие субъекты на территории Российской Федерации. Поэтому, я бы хотел попросить, может быть, разработать дополнительно мероприятия и по законодательному регулированию эффективной системы ведомственного государственного контроля в сфере исполнения этого закона. На сегодняшний день это очень важно, разработка методик паспортизации объектов, обеспечивающих доступную среду и свободный доступ инвалидов к различным нашим учреждениям социальной сферы. Но обеспечить эффективное исполнения закона на территории региона всеми хозяйствующими субъектами – это наша задача, напрямую предписанная законодательством. И, конечно, здесь, мне кажется, надо предусмотреть в более сжатые сроки формирование и законодательных нормативных основ осуществления такого государственного надзора со стороны профильного органа, обеспечить регламенты межведомственного взаимодействия с муниципалитетами, выдающими разрешения на строительство, обеспечить эффективную систему ответственности, в том числе, и в законодательном плане по этому направлению. Спасибо.

В.Смирнов: Хорошо, будем считать, что пожелание.

И.Эрмиш: Позвольте мне ответить? Виктор Владимирович, позвольте ответить?

В.Смирнов: Да, пожалуйста, Ирина Геннадьевна.

И.Эрмиш: Ну Дмитрий Николаевич по всей видимости говорит о норме закона, которая предусмотрена в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов», то, что органы социальной защиты населения осуществляют контроль за соблюдением этих требований. Мы этим вопросом занимались. В общем-то, сегодня в законодательстве, на уровне федерального законодательства, существует вот некая коллизия. Дело в том, что одним законом нам указано на то, что мы должны осуществлять (мы – это органы социальной защиты населения), но Кодекс об административных правонарушениях говорит о том, что мы эти полномочия можем осуществлять только в том случае, если Российская Федерация делегирует эти полномочия субъектам. На сегодняшний день вот документа, который бы делегировал полномочия субъектам по осуществлению контроля и надзора в этой сфере деятельности, нет. Но опять же, я обладаю информацией, что Министерство озадачено этим вопросом и готовит изменения в федеральное законодательство.

В.Смирнов: Представитель Ивановской областной Думы есть на заседании? Анатолий Константинович наш слышит. Я думаю это и хороший повод депутатам проявить законодательную инициативу с учетом того, что едва ли, кто на федеральном уровне будет возражать против вот такого перехода в части передачи полномочий за контролем по исполнению требований по обеспечению безбарьерной среды на органы социальной защиты. Спасибо, Ирина Геннадьевна. В качестве… Не понял. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста. В качестве содокладчика сегодня выступает Уполномоченный по правам человека в Ивановской области – Андрей Юрьевич Кабанов. Пожалуйста, Андрей Юрьевич.

Уважаемый Виктор Владимирович! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Инвалиды – это особая категория граждан, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделены равными со всеми правами. К сожалению, несмотря на предпринимаемые меры, приходится констатировать, что права инвалидов по-прежнему ущемляются.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию необходимых условий, к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям), транспорту, информации, связи, а также другим объектам и услугам, предоставляемым для населения наравне с другими гражданами. Эти меры предусматривают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, и должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, а также на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные.

Кроме того, общей проблемой с реализацией прав инвалидов можно назвать крайне неконструктивное восприятие обществом в целом и отдельными представителями властных органов лиц с ограниченными возможностями. Общество привыкло воспринимать инвалидов просто как «объект защиты», как потенциальных заявителей, у которых всегда чего-то не хватает: пандусов, бесплатных лекарств и так далее и тому подобное.

Хотел бы отметить, что отношение к инвалидам – это один из критериев гражданской зрелости общества, и наша с Вами общая задача – на деле помочь этой группе жить полноценной жизнью.

К сожалению, в Российской Федерации в отношении инвалидов нарушаются, либо ограничиваются, важнейшие конституционные права, а именно: право на труд, свободу передвижения, образование, жилище, охрану здоровья, свободное получение информации и доступ к культурным ценностям. С самого начала деятельности права инвалидов находятся в центре внимания Уполномоченного по правам человека в Ивановской области. Совместно с Губернатором, Михаилом Александровичем Менем, администрацией г. Иваново, Департаментом социальной защиты мы проводили проверки доступности объектов инфраструктуры для инвалидов на территории г. Иваново. Уполномоченный выступал с докладом на заседании Общественной палаты Ивановской области по вопросу о соблюдении прав инвалидов и интеграции их в современное общество.

26 октября прошлого года комиссия по развитию гражданского общества и правам человека специально рассматривала этот вопрос совместно с Департаментом социальной защиты и организациями инвалидов. По результатам заседания были сформированы рекомендации и предложения по вопросам жилищного, социального и инфраструктурного обеспечения инвалидов.

В докладе о соблюдении прав и свобод человека и гражданина за 2011 г. содержится целый раздел, посвященный соблюдению прав инвалидов с конкретными рекомендациями органам государственной власти и местного самоуправления. И очень отрадно, что сегодня на Правительстве обсуждается долгосрочная целевая программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности», принятие которой также было рекомендовано Уполномоченным в своем ежегодном докладе.

Ко мне поступает немало жалоб и предложений как непосредственно от инвалидов, так и от их объединений по данному вопросу. В их жалобах прослеживается несколько основных серьезных проблем.

Конечно, это и «доступная среда», и это, естественно, не только проблема пандусов, которых, к сожалению, тоже крайне мало. Вот буквально один пример.

Почти год потребовался, чтобы установить пандус в месте проживания призера паралимпийских игр – инвалида-колясочницы, общественницы Ирины Шутовой. Чтобы решить этот вопрос пришлось дойти лично до Губернатора.

Кроме пандусов, это и неприспособленность улиц, светофоров, общественного транспорта, магазинов, аптек, государственных учреждений и прежде всего жилья для нужд инвалидов.

Важным условием социальной адаптации инвалидов является индивидуализация мер их социальной поддержки. К сожалению, в этом вопросе мы фактически не продвинулись.

Актив общества инвалидов-опорников «Надежда» и отдельные граждане неоднократно обращались к Уполномоченному с указанием на то, что Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в полном объеме у нас не соблюдается. В частности, они указывали:

- на отсутствие необходимых санитарных и бытовых условий в Региональном центре восстановительной медицины;

- жаловались на условия доступа и на качество изготовляемых протезов в Федеральном государственном предприятии «Ивановское протезно-ортопедическое предприятие»;

- на прекращение приема на лечение инвалидов-опорников в ООО «Курорт «Оболсуново»;

- на отсутствие развития в Ивановской области массового инвалидного спорта, в частности отсутствие спортивно-оздоровительного центра;

- на отсутствие необходимого количества общественного транспорта для перевозки;

- указывали на необходимость обязательного применения строительных и санитарных норм при строительстве новых и реконструкции имеющихся объектов недвижимости, а также при оборудовании дорожных и иных уличных объектов, обеспечивающих комфортное передвижение и беспрепятственный доступ ко всем видам необходимых услуг;

- на отсутствие в г. Иваново базы для ремонта и технического обслуживания инвалидных колясок;

- на необходимость психологической реабилитации и оздоровления лиц с ограниченными физическими возможностями на базе оздоровительных лагерей.

С удовлетворением отмечаю, что после обращения Уполномоченного, ряд этих проблем удалось снять.

Немало жалуются инвалиды и на медицинское обслуживание. Много жалоб на работу медико-социальной экспертной комиссии. Есть жалобы на длительность ожидания операций, трудности с получением путевок на санаторно-курортное лечение и массовую неприспособленность санаториев к приему инвалидов-опорников.

Много проблем накопилось у таких специфичных групп как инвалиды по зрению и слуху. Инвалиды-слепые не могут получить ипотечные кредиты из-за проблем с подписью. Терминалы и банкоматы не приспособлены к использованию слепыми и слабовидящими людьми. В районных больницах дефицит соответствующих специалистов. В медицинских учреждениях отсутствуют условия для приема подобного рода инвалидов. Очень большие проблемы с трудоустройством.

Удалось решить ряд вопросов, которые беспокоят инвалидов по слуху. Это касается возможности вызова скорой помощи посредством смс-сообщения и льготного зачисления в дошкольные учреждения детей, оба родителя которого являются инвалидами по слуху. Но это не решает всех проблем этой категории инвалидов. В медицинских учреждениях на кабинетах отсутствуют информационные световые табло «Занято», «Входите», есть проблемы с пользованием услугами сурдопереводчика при приеме врачами. Очень малое количество телепередач оснащены субтитрами.

Предлагаемая долгосрочная целевая программа, безусловно, полезна и решает многие важнейшие вопросы адаптации инвалидов. Но есть в ней определенные недостатки, на мой взгляд.

При изучении программы я обратил внимание на отсутствие в ней мероприятий, связанных с обеспечением доступности транспортной инфраструктуры и приспособленности автомобильного транспорта общего пользования к нуждам лиц с ограниченными физическими возможностями. Из предоставленной мне из Департамента социальной защиты переписки следует, что Комитет Ивановской области по транспорту отказался участвовать в данной программе. Эта позиция непонятна, недопустима и, на мой взгляд, безответственна, как и позиция Департамента строительства и архитектуры. В этой связи считаю необходимым просить Вашего поручения, уважаемый Виктор Владимирович, о привлечении указанных органов в качестве исполнителей к данной целевой программе.

Ряд регионов имеет положительный опыт решения данной проблемы. В частности, в Тверской области по программе «Доступная среда» в 2012 году на покупку специализированного транспорта и адаптацию транспортной инфраструктуры под нужды инвалидов предусмотрено свыше 215 млн. рублей. Это больше, чем у нас за все 5 лет по программе.

В Омской области для инвалидов-колясочников работает 100 специальных автобусов, а также 41 полунизкопольный автобус. Для слабослышащих пассажиров в автобусах установлены информационные табло, на которых бегущей строкой проходит информация о наименовании очередного и последующего остановочных пунктов. С учётом предложений Омской областной организации Всероссийского общества инвалидов, после проведения социологического опроса среди инвалидов, определено более 40 городских маршрутов, на которых работают специализированные автобусы. На более чем 100 остановках по всей протяжённости маршрутов установлены специальные пандусы и съезды с пешеходных дорожек, установлены крытые павильоны, нанесена разметка на вертикальные опоры.

Уважаемые члены Правительства, полагаю, что решение обозначенных вопросов требует длительного и комплексного подхода с участием не только органов власти местного самоуправления, сегодня уже об этом говорилось, но и с привлечением субъектов предпринимательской деятельности, в том числе оказывающих услуги в данной сфере, наличием бюджетного финансирования.

Хотел бы остановиться еще на одном вопросе, на который сегодня уже вот Ирина Геннадьевна отвечала Дмитрию Николаевичу Ковалевскому. Действительно, еще в ежегодном докладе я отмечал, что необходимо решать вопрос о передаче полномочий по возбуждению административных дел на тех, кто нарушает федеральный закон о социальной защите инвалидов. Значит, честно говоря, прошел практически весь круг, обращался к нашим депутатам Федерального собрания РФ, к Уполномоченному по правам человека РФ, Владимиру Петровичу Лукину (правда, Владимир Петрович вроде бы обещал оказать содействие в данном вопросе), в Ивановскую областную Думу, и конечно, просил бы депутатов областной Думы тоже взять этот вопрос под особый контроль. Принятие этого закона даст дополнительный рычаг по защите прав инвалидов.

Ну и конечно, еще одним спорным вопросом программы является то, что основная часть финансовых вложений предусмотрена на два последних года реализации программы. На первые три года у нас суммы, можно сказать, символические, только 20% программы. И, естественно, каким-то образом надо смотреть и при возможности сдвигать сроки. Ну, об этом уже говорилось.

Вот то, что я хотел бы сказать. Спасибо за внимание.

В.Смирнов: Спасибо, Андрей Юрьевич. Коллеги, есть к Андрею Юрьевичу вопросы как к содокладчику? Нет. Спасибо, Андрей Юрьевич. Тогда, что называется, не откладывая, а по транспортному-то комитету у нас здесь есть представитель транспортного комитета? Да. У нас конкурсы-то, когда мы проводим, по маршрутам, мы как-то эти требования рассматриваем вообще?

: (плохая запись)

В.Смирнов: Замечательно. Значит, с учетом тех обязательств, которые Российская Федерация на себя приняла в рамках международной конвенции и действующего законодательства, эти вопросы тогда надо поднимать сегодня. Понятно, что это не должны быть, наверное, мы сегодня не решим вопрос, чтобы низкопольные автобусы там сразу на всех маршрутах появились, в маршрутных такси там что-то появилось, сразу какие-то особые подъемники для инвалидов. Но то, что мы эти требования в любом случае должны постепенно озвучивать с учетом пожеланий организаций инвалидов, где это будет востребовано. Наверное, этой проблемой всё равно надо озадачиваться. Давайте мы с Вами тогда сегодня в протокол сегодняшнего заседания Правительства этот вопрос обозначим.

Ну и то, что Андрей Юрьевич поднимал проблему… Спасибо. То, что Андрей Юрьевич поднимал проблему касательно проектирования новых зданий, где эти требования должны учитываться. Я думаю, то, что касается общественных-то зданий, тут – не вопрос, но тоже такого рода поручение давайте комплексу соответствующему в протоколе Правительства дадим. Спасибо, коллеги. В порядке выступления Шмелёва Светлана Анатольевна – начальник Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области.

Уважаемый Виктор Владимирович! Уважаемые члены Правительства и присутствующие!

Важным направлением деятельности Департамента культуры и культурного наследия является создание комфортных условий для посещения учреждений культуры категориям населения, имеющим ограничения по здоровью, предоставления возможности им реализовать себя в творческой деятельности.

В настоящее время нашими учреждениями в рамках текущего финансирования ведется определенная работа. Ежегодно областные учреждения культуры обслуживают более 3,5 тысяч людей данной категории. Взаимодействие осуществляется в тесном сотрудничестве с Департаментом социальной защиты населения и профильными организациями. Так, в 2012 году внедрена абонентная система на посещение мероприятий учреждений культуры. 480 ребят, воспитанников детских домов, коррекционных школ, теперь стали активными участниками наших культурных программ. И с будущего года эта система заработает и для людей с ограниченными возможностями, в том числе и для взрослого населения. Положительным примером работы в данном направлении служит деятельность областных библиотек, которые используют программный метод и активные формы работы. Благодаря автомобилю, полученному при поддержке Правительства Ивановской области, Ивановской областной Думы, библиотека для слепых расширила вдвое географию обслуживания зрячих и слабовидящих.

Областная библиотека для детей и юношества уже в течение 15 лет реализует программу «Надежда». Здесь создан специальный отдел по работе с инвалидами и тоже есть движение вперед. В нашей детской библиотеке работает сектор по обслуживанию детей-инвалидов на дому и обеспечению их книгами по запросу. Осуществляется адресная помощь, которая помогает детям социализироваться в жизнь. Иллюстрируя эту ситуацию, мне хочется сказать о нескольких молодых людях: Виталии Шошкове, Анжелике Бутаевой, Сергее Богомолове – это инвалиды-колясочники, которые с детства получали и в общеобразовательной школе, и в наших библиотеках должное внимание, помощь и поддержку, успешно закончили Ивановский государственный химико-технологический университет и сегодня продолжают трудиться.

Надо отметить, что в муниципальных учреждениях культуры также есть свой опыт. В частности, в городском центре активно работает городская библиотека. В Родниках мне б хотелось бы отметить творческий поиск Дома-культуры «Лидер», и эти примеры положительной работы с данной категорией можно продолжить.

Обсуждаемая сегодня программа призвана решить проблемы, которые препятствуют полноценному предоставлению государственных услуг маломобильным группам населения. Большинство наших учреждений были построены до 2000 года. Там не были предусмотрены мероприятия по «Доступной среде». В зданиях, как сегодня уже отмечалось, отсутствуют специальные лифты, поручни, пандусы на лестницах и подъемники. Частично это может быть решено за счет приобретения 16 индивидуальных съемных подъемников для областных учреждений культуры и искусства.

Недостаточно созданы сегодня и условия для полноценного внедрения людей с трудностями по здоровью в современное информационное пространство. Решить эту проблему мы сможем путем создания специально оборудованного отдела в центре публичной правовой информации научной библиотеки и в областной специализированной библиотеке для слепых. В этом отделе пользователю с проблемами слуха и зрения будет предоставлено специальное оборудование, позволяющее укрупнять шрифт, переводить печатное слово в речь и наоборот, читать звуковую информацию и другие услуги. Библиотека для детей и юношества на программные средства приобретет специальные устройства для чтения электронных книг. Также данной категории будет предоставлена возможность бесплатного выхода в Интернет.

В 2013 году в историко-краеведческом музее им. Дмитрия Геннадьевича Бурылина будет установлен специальный робот, который послужит средством связи между экскурсоводом и людьми с ограниченными возможностями для проведения виртуальной экскурсии по музею.

Нам необходим и специальный транспорт до 3 единиц для перевозки людей, имеющих трудности со здоровьем на наши различные мероприятия. Буквально ежедневно у нас поступают звонки от людей, которые желают посетить культурные программы, проекты, но, к сожалению, не всегда мы можем предоставить эту возможность.

При формировании проекта программы мы выбрали знаковые для данной категории населения объекты культуры и расставили приоритеты. Общий объем финансирования на сферу культуры по программе составит около 9 млн. рублей из областного бюджета. На слайде Вы видите индикаторы. Благодаря реализации программы 22 здания учреждений культуры и искусства в Ивановской области станут более доступны для людей, которые имеют ограничения по здоровью, но желают быть востребованными в обществе. И наша общая задача – помочь им стать счастливыми в этой жизни.

Как положительный пример, я хотела бы рассказать об Алексее Левчуке. Это одаренный ребенок с детства, и благодаря помощи своей семьи, поддержке Правительства Ивановской области 6 лет назад ему был приобретен новый музыкальный инструмент. Сегодня этот молодой человек много работает над собой, уже имеет приглашения для участия в культурных проектах, и совсем недавно он был приглашен для выступления на столичных сценах совместно со звездами нашей российской эстрады.

Очень важно, чтобы в каждом отдельном случае мы использовали индивидуальный подход. Считаю, что наличие в регионе долгосрочной целевой программы по созданию доступной среды – это актуальный и верный шаг.

Спасибо за внимание.
 

Категория: Доступная среда | Просмотров: 977 | Добавил: inva37 | Рейтинг: 0.0/0 |
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024